Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования




НазваниеСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
страница1/4
Дата публикации12.07.2013
Размер351 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4
Система оценки достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной программы

начального общего образования

Назначение раздела в рамках образовательной программы:

  • сформулировать основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

  • сориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение ими планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;

  • обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

  • представить свою систему оценки достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования), позволяющую осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

На основании Закона «Об образовании» (ст. 32., п. 16) осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения, и для осуществления этой деятельности в Школе может быть самостоятельно разработана система контроля и оценки. Государственный контроль качества образования осуществляется при аттестации достижений учащихся при переходе на новую ступень образования, сопровождающемся выдачей документа государственного образца, а также при проведении лицензирования, аттестации и аккредитации образовательного учреждения.

Работа в режиме безотметочного обучения с первого класса требует наличия определенных условий, важнейшее из которых – добровольное принятие единой «оценочной политики» всеми членами педагогического коллектива. Важно, чтобы эта «оценочная политика» была не просто принята на уровне школы, но и тщательно разработана, должен быть заранее продуман ряд «узловых» вопросов, обеспечивающих функционирование единого оценочного «организма» школы. Среди таких вопросов можно назвать следующие:

1. «Стыковка» на уровне общих подходов к оцениванию между начальной и основной школой. Если не будет выстроен специальный переход от способов оценивания в начальной школе к нормативному оцениванию в основной школе, дети пострадают от резкого перепада в оценочных взаимоотношениях с учителями. Проблема «стыковки» безотметочного обучения и традиционного оценивания в рамках обучения в начальной школе тоже существует, хотя и выглядит менее болезненной.

2. «Стыковка» «оценочной политики» школы и семьи. Должны быть продуманы механизмы постоянного согласования и координации оценочной политики учителей и родителей школьника на всех этапах обучения.

3. «Стыковка» оценочных требований администрации и учителей всех ступеней, договор о приемлемых формах внутришкольного контроля (правила ведения классных журналов, ученических дневников, других документов).

Система оценивания в образовательном учреждении должна быть организована так, чтобы с ее помощью можно было:

  • устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;

  • давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;

  • отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;

  • обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;

  • отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – об успешности собственной педагогической деятельности.

При помощи внутренней системы оценивания учитель сумеет ответить на вопросы: происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они к углублению своих знаний? (Личностный результат.)

Совершенствуют ли учащиеся полученные умения и навыки, обнаруживают ли дети умение работать как индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности? (Метапредметный результат.)

В системе оценивания в начальной школе используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам:

Ø внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах).

Ø субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.

Ø разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

Ø интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.

Ø самоанализ и самооценка обучающихся.

 

Система оценивания образовательных результатов

^ Особенности системы оценивания

Объект оценивания

ЗУН, познавательные, регулятивные результаты

Личностные результаты

Форма

Персонифицированная количественная оценка

Персонифицированная/

неперсонифицированная качественная оценка

Средства фиксации результатов оценки

Листы достижений, классные журналы, электронные дневники, справки по результатам внутришкольного контроля

Дневники наблюдения учителя (классного руководителя, психолога,соцпедагога)

Характеристики обучающихся

Способ (поэтапность процедуры)

Тематические контрольные работы, тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера

Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера

Условия эффективности системы оценивания

Систематичность, личностно - ориентированность, позитивность  – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога

Чтобы каждый учитель мог организовать качественный контроль, оценивание и анализ результатов деятельности учащихся, он должен четко понимать, какие результаты он должен получить к завершению каждого учебного цикла, каждой темы, каждого раздела. С этой целью рекомендуется организовать специальную работу методических объединений, цель которой – анализ содержания программ и четкое определение тех результатов, которые должны быть достигнуты ребенком на конец изучения раздела, четверти, на конец учебного года. В результате данной работы составляются планирования с предполагаемыми результатами (личностными, метапредметными, предметными) для каждого содержательного блока программ.

С целью наиболее полного отражения особенностей школьной технологии оценивания образовательных результатов учащихся при разработке системы проверочных и учебно-методических материалов целесообразно выделить следующие моменты:

1. ^ Стартовая диагностика, в которой представлены ожидаемый уровень предметной подготовки первоклассников. (Примеры проверочных заданий и возможные структуры проверочных работ могут быть взяты в разработках лаборатории начального образования РАО (УМК «Начальная школа ХХI века»), в НМЦ района.

2. Систематизированное описание рекомендуемых учебных задач и ситуаций (по каждому предмету и по каждой дидактической линии) для различных этапов обучения, включающие описание дидактических и раздаточных материалов, необходимые для организации учебной деятельности школьников, организации системы внутренней оценки, в том числе диагностической, включая описание методов и приемов оценивания, форм организации, рекомендации по фиксации и анализу результатов.

3. Описание тематических результатов по отдельным предметам по основным сквозным дидактическим линиям, которые выделены в планируемых результатах.

4. Итоговые проверочные работы (на конец каждого класса), включая рекомендации по их проведению, оцениванию, фиксации и анализу результатов.

5. Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся, составу портфолио и критериям его оценивания.

^ Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Следует помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных умений, скудость и неполнота представлений, низкий уровень социального развития не является основанием для дискриминационных решений, а указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с ребенком и направления коррекции.

В дальнейшем стартовая диагностика может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса для выявления уровня готовности каждого учащегося к усвоению нового материала.

^ Текущее оценивание предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов). В качестве содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения основных образовательных программ. Для возможности оценить успешность освоения предметов, требования к предметным и метапредметным результатам задаются в предметно-деятельностной форме с учетом осваиваемых систем предметных и межпредметных знаний, предметных и общеучебных умений и способов деятельности, а также уровни их освоения выпускниками, которые поддаются дальнейшей конкретизизации, операционализации и оценке в

 

рамках объективных и субъективных оценочных процедур. Опираясь на требования, необходимо разработать инструментарий оценивания предметных и метапредметных результатов на материале УМК «Начальная школа ХХI века» (учебников, тетрадей на печатной основе).

В качестве примера в таблице 1 приводятся основные содержательные линии по русскому языку, представленные в стандарте в деятельностных формулировках и планируемые результаты освоения данного содержания в таблице 2 – формат представления планируемых результатов, к каждому из которых были разработаны образцы заданий для оценки достижения этих результатов.

 

^ Таблица 1

Связь содержания курса по русскому языку и 
планируемых результатов освоения программы


Раздел

^ СИСТЕМА ЯЗЫКА. КОММУНИКАЦИЯ. ПОЗНАНИЕ

Содержание

примерной программы

Планируемые результаты освоения учебной программы по русскому языку

Язык. Речь.

Звуки и буквы: Произношение. Графика.

Техника и навыки письма.

 

Графика.

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа Стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

–      Различать звуки и буквы

–      Характеризовать звуки русского языка

–      Знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации

^ Выпускник получит возможность научиться:

–      Проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического разбора слов

 

 

 

 

 

 

Таблица  2

^ Ожидаемые результаты обучения и показатели их достижения выпускниками начальной школы

Модели инструментария для оценки достижений

В процессе обучения учащиеся научатся

Примеры учебных ситуаций и учебных задач, которые учащиеся смогут выполнять

Самостоятельно или с помощью

Самостоятельно и уверенно

Демонстрировать понимание звуко-буквенных соотношений:

  • Узнавать и называть все буквы русского языка;

  • Различать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твердых звуков;

  • Читать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе устанавливать, есть ли в слове орфограмма

Работая в парах или группах могут вести наблюдение за словами, написание которых расходится с произношением, в каждом случае объясняя несовпадение. Участвуют в коллективном составлении списка подобных слов. могут определять соотношение звуков и букв в словах типа мел – мель и т. п.

Учащиеся могут правильно назвать, показать и изобразить все буквы, обозначающие любые гласные и согласные звуки.

Они могут выполнять задания типа:

1.       Спишите, вставьте пропущенные буквы: кл..ква,  пр..ник, васил..ки.

2.       Подчеркните мягкие согласные. Укажите, какие буквы обозначают мягкость этих согласных.

Источники информации:

–   Работы учащихся;

–   Деятельность учащихся;

–  Статистические данные;

– Результаты тестирования;

Методы:

– Наблюдение

– Оценивание процесса выполнения;

– Открытый ответ;

– Выбор ответа;

–  Краткий свободный ответ;

Критерии:

–      Правильность ответа;

–      Разумность обоснований
  1   2   3   4

Похожие:

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования разработана...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной...
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования iconЫ основной образовательной программы начального общего образования...
П ноо : Пояснительная записка, Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования iconФгос система оценки
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования icon8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной...
Представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования iconПозволяет вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования iconОбразовательная программа школы
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования iconСистема оценки достижений планируемых результатов освоения основной...
С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования iconСистема оценки достижений планируемых результатов освоения основной...
С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница