Скачать 351 Kb.
|
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Назначение раздела в рамках образовательной программы:
На основании Закона «Об образовании» (ст. 32., п. 16) осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения, и для осуществления этой деятельности в Школе может быть самостоятельно разработана система контроля и оценки. Государственный контроль качества образования осуществляется при аттестации достижений учащихся при переходе на новую ступень образования, сопровождающемся выдачей документа государственного образца, а также при проведении лицензирования, аттестации и аккредитации образовательного учреждения. Работа в режиме безотметочного обучения с первого класса требует наличия определенных условий, важнейшее из которых – добровольное принятие единой «оценочной политики» всеми членами педагогического коллектива. Важно, чтобы эта «оценочная политика» была не просто принята на уровне школы, но и тщательно разработана, должен быть заранее продуман ряд «узловых» вопросов, обеспечивающих функционирование единого оценочного «организма» школы. Среди таких вопросов можно назвать следующие: 1. «Стыковка» на уровне общих подходов к оцениванию между начальной и основной школой. Если не будет выстроен специальный переход от способов оценивания в начальной школе к нормативному оцениванию в основной школе, дети пострадают от резкого перепада в оценочных взаимоотношениях с учителями. Проблема «стыковки» безотметочного обучения и традиционного оценивания в рамках обучения в начальной школе тоже существует, хотя и выглядит менее болезненной. 2. «Стыковка» «оценочной политики» школы и семьи. Должны быть продуманы механизмы постоянного согласования и координации оценочной политики учителей и родителей школьника на всех этапах обучения. 3. «Стыковка» оценочных требований администрации и учителей всех ступеней, договор о приемлемых формах внутришкольного контроля (правила ведения классных журналов, ученических дневников, других документов). Система оценивания в образовательном учреждении должна быть организована так, чтобы с ее помощью можно было:
В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – об успешности собственной педагогической деятельности. При помощи внутренней системы оценивания учитель сумеет ответить на вопросы: происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они к углублению своих знаний? (Личностный результат.) Совершенствуют ли учащиеся полученные умения и навыки, обнаруживают ли дети умение работать как индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности? (Метапредметный результат.) В системе оценивания в начальной школе используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам: Ø внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах). Ø субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки. Ø разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации. Ø интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения. Ø самоанализ и самооценка обучающихся. Система оценивания образовательных результатов
Чтобы каждый учитель мог организовать качественный контроль, оценивание и анализ результатов деятельности учащихся, он должен четко понимать, какие результаты он должен получить к завершению каждого учебного цикла, каждой темы, каждого раздела. С этой целью рекомендуется организовать специальную работу методических объединений, цель которой – анализ содержания программ и четкое определение тех результатов, которые должны быть достигнуты ребенком на конец изучения раздела, четверти, на конец учебного года. В результате данной работы составляются планирования с предполагаемыми результатами (личностными, метапредметными, предметными) для каждого содержательного блока программ. С целью наиболее полного отражения особенностей школьной технологии оценивания образовательных результатов учащихся при разработке системы проверочных и учебно-методических материалов целесообразно выделить следующие моменты: 1. ^ , в которой представлены ожидаемый уровень предметной подготовки первоклассников. (Примеры проверочных заданий и возможные структуры проверочных работ могут быть взяты в разработках лаборатории начального образования РАО (УМК «Начальная школа ХХI века»), в НМЦ района. 2. Систематизированное описание рекомендуемых учебных задач и ситуаций (по каждому предмету и по каждой дидактической линии) для различных этапов обучения, включающие описание дидактических и раздаточных материалов, необходимые для организации учебной деятельности школьников, организации системы внутренней оценки, в том числе диагностической, включая описание методов и приемов оценивания, форм организации, рекомендации по фиксации и анализу результатов. 3. Описание тематических результатов по отдельным предметам по основным сквозным дидактическим линиям, которые выделены в планируемых результатах. 4. Итоговые проверочные работы (на конец каждого класса), включая рекомендации по их проведению, оцениванию, фиксации и анализу результатов. 5. Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся, составу портфолио и критериям его оценивания. ^ в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Следует помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных умений, скудость и неполнота представлений, низкий уровень социального развития не является основанием для дискриминационных решений, а указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с ребенком и направления коррекции. В дальнейшем стартовая диагностика может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса для выявления уровня готовности каждого учащегося к усвоению нового материала. ^ предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов). В качестве содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения основных образовательных программ. Для возможности оценить успешность освоения предметов, требования к предметным и метапредметным результатам задаются в предметно-деятельностной форме с учетом осваиваемых систем предметных и межпредметных знаний, предметных и общеучебных умений и способов деятельности, а также уровни их освоения выпускниками, которые поддаются дальнейшей конкретизизации, операционализации и оценке в рамках объективных и субъективных оценочных процедур. Опираясь на требования, необходимо разработать инструментарий оценивания предметных и метапредметных результатов на материале УМК «Начальная школа ХХI века» (учебников, тетрадей на печатной основе). В качестве примера в таблице 1 приводятся основные содержательные линии по русскому языку, представленные в стандарте в деятельностных формулировках и планируемые результаты освоения данного содержания в таблице 2 – формат представления планируемых результатов, к каждому из которых были разработаны образцы заданий для оценки достижения этих результатов. ^ Связь содержания курса по русскому языку и планируемых результатов освоения программы
Таблица 2
|
![]() | Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной... Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования разработана... | ![]() | Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной... В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её... |
![]() | Ы основной образовательной программы начального общего образования... П ноо : Пояснительная записка, Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего... | ![]() | Фгос система оценки Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования |
![]() | 8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной... Представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы... | ![]() | Позволяет вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов... Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования |
![]() | Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися... Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования | ![]() | Образовательная программа школы Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования |
![]() | Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной... С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система... | ![]() | Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной... С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система... |