Размышление Архимандрита Льва Жилле 1972 г




Скачать 111.22 Kb.
НазваниеРазмышление Архимандрита Льва Жилле 1972 г
Дата публикации31.08.2013
Размер111.22 Kb.
ТипДокументы
litcey.ru > Военное дело > Документы
СТЕНЫ ИЕРИХОНСКИЕ

Размышление Архимандрита Льва Жилле 1972 г.

Архимандрит Лев Жилле, проповедник, мыслитель, пастырь Церкви, живший в Лондоне (+ 1980), оставил после своей смерти бол ой круг духовных бесед, одну из которых мы ниже приводим. Она является наставлением на тему двух эпизодов в библейском рассказе о входе Избранного Народа в Обетованную Землю.

Наследником почившего Моисея в положении руководителя народа стал Иисус Навин, которому суждено было чудесным образом завоевать город Иерихон. В первом эпизоде повествуется о жительнице Иерихона, блуднице Раав, которая поверила в Промысел Божий и посодействовала еврейским соглядатаям. Во втором говорится о том - как был взят город.

В своей Библии прочитайте, в книге Иисуса Навина, глав 2- и 6-, перед тем чтоб приступить к чтению беседы. Беседу надо читать медленно и проникновенно, для лучшего понимания ее глубочайшего смысла. В ней Отец Лев толкует описываемое событие при помощи так называемого "аллегорического, или "символического" чтения текста. Неопалимая Купина, упомянута в начале беседы, есть тот горний и чудесно несгораемый куст, в котором Моисей, в начале своей жизни, видел Бога (см. книга Исход, глава 3- ). "Ковчег Господень" был изготовлен Моисеем, и содержал скрижали, на которых были вписаны Десять Заповедей Господних, и другие священные принадлежности; во время странствования по Синайской пустыни Ковчег торжественно несли во главе шествия (см. Числа 10:33-36).

^ Отец Лев так определил "символический" подход к Библии:
"Читатель Библии обнаружит, что я в какой-то мере преобразил иерихонский эпизод. Еврейская хроника этих событий содержит ужасающие подробности. Я не собирался оспаривать ее историческую достоверность. Я хотел лишь отследить в ней моменты действия Духа, те моменты, которые призывают к раздуванию в нас самих его Пламени и, как великолепно выразился П.Тейяр де Шарден, к "олюбветворению" мира".

2И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. [Два юноши] по­шли и пришли [в Иерихон и вошли] в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там. 2 И сказа­но было царю Иерихонскому: вот, какие-то люди из сынов Израилевых пришли сюда в эту ночь, чтобы высмотреть землю. 3 Царь Иерихон­ский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе, которые вошли в твой дом [ночью], ибо они пришли высмотреть всю землю. 4 Но женщина взяла двух человек тех и скрыла их и сказала: точно прихо­дили ко мне люди, но я не знала, откуда они; 5 когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они по­шли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их. 6 А сама отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у нее на кровле. 7 По­сланные гнались за ними по дорого к Иордану до самой переправы; во­рота же тотчас затворили, после того как вышли погнавшиеся за ними. 8 Прежде нежели они легли слать, она взошла к ним на кровлю 9 и сказала им: я знаю, что Господь от­дал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость; 10 ибо мы слышали, как Господь [Бог] ис­сушил пред вами воду Чермного мо­ря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили; 11 когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком [из нас] не стало духа против вас; ибо Гос­подь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу; 12 итак по­клянитесь мне Господом [Богом ва­шим], что, как я сделала вам ми­лость, так и вы сделаете милость дому отца моего, и дайте мне вер­ный знак, 13 что вы сохраните в живых отца моего и матерь мою, и братьев моих и сестер моих, и всех, кто есть у них, и избавите души на­ши от смерти. 14 Эти люди сказали ей: душа наша вместо вас да будет предана смерти, если вы [ныне] не откроете сего дела нашего; когда же Господь предаст нам землю, мы ока­жем тебе милость и истину. 15 И спу­стила она их по веревке чрез окно, ибо дом ее был в городской стене, и она жила в стене; 16и сказала им: идите на гору, чтобы не встретили вас преследующие, и скрывайтесь там три дня, доколе не возвратятся погнавшиеся [за вами]; а после пой­дете в путь ваш. 17 И сказали ей те люди: мы свободны будем от твоей клятвы, которою ты нас закляла, ес­ли не сделаешь так: 18 вот, когда мы придем в эту землю, ты привяжи червленую веревку к окну, чрез ко­торое ты нас спустила, а отца тво­его и матерь твою и братьев твоих, все семейство отца твоего собери к себе в дом твой; 19 и если кто-нибудь выйдет из дверей твоего дома вон, того кровь на голове его, а мы сво­бодны [будем от сей клятвы твоей]; а кто будет с тобою в [твоем] доме, того кровь на голове нашей, если чья рука коснется его; 20 если же [кто нас обидит, или] ты откроешь сие паше дело, то мы также свобод­ны будем от клятвы твоей, которою ты нас закляла. 2l Она сказала: да будет по словам вашим! И отпусти­ла их, и они пошли, а она привя­зала к окну червленую веревку. 22 0ни пошли и пришли на гору, к пробыли там три дня, доколе не воз­вратились гнавшиеся за ними. Гнавшиеся искали их по всей дороге и не нашли. 23 Таким образом два сии человека пошли назад, сошли с горы, перешли [Иордан] и пришли к Иисусу, сыну Навину, и пересказали ему все, что с ними случилось. 24 И сказали Иисусу: Господь [Бог наш] предал всю землю сию в руки ваши, и все жители земли в страхе от нас.
6Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, [и находящихся в нем] людей сильных; 2 пойдите во­круг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней; 3 и семь свя­щенников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть тру­бят трубами; 4 когда затрубит юби­лейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть вос­кликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего осно­вания, и [весь] народ пойдет [в го­род, устремившись] каждый с своей стороны.

5 И призвал Иисус, тын Навин, священников [Израилевых] и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним. 6 И сказал [им, чтоб они сказа­ли] народу: пойдите и обойдите во­круг города; вооруженные же пусть идут пред ковчегом Господним. 7 Как скоро Иисус сказал народу, семь священников, несших семь труб юбилейных пред Господом, пошли и за­трубили [громогласно] трубами, и ковчег завета Господня шел за ними; 8 вооруженные же шли впереди священников, которые трубили труба­ми; а идущие позади следовали за ковчегом [завета Господня], во вре­мя шествия трубя трубами. 9 Наро­ду же Иисус дал повеление и сказал: не восклицайте и не давайте слы­шать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до того дня, доколе я не скажу вам: «воскликните!» и тогда воскликните. 10 Таким образом ковчег [завета] Гос­подня пошел вокруг города и обо­шел однажды; и пришли в стан и ночевали в стане. 11 [На другой день] Иисус встал рано поутру, и священ­ники понесли ковчег [завета] Господ­ня; 12 и семь священников, несших семь труб юбилейных пред ковчегом Господним, шли и трубили трубами; вооруженные же шли впереди их, а идущие позади следовали за ковче­гом [завета] Господня и идучи тру­били трубами. 13 Таким образом и на другой день обошли вокруг города однажды и возвратились в стан. И делали это шесть дней. 14 В седь­мой день встали рано, при появле­нии зари, и обошли таким же обра­зом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз. 15 Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Гос­подь предал вам город! 16 город бу­дет под заклятием, и все, что в нем —Господу [сил]; только Раав блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у нее в доме; по­тому что она укрыла посланных, ко­торых мы посылали; 17 но вы бере­гитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого, и что­бы на стан [сынов] Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды; 18 и все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню. 19 Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ [весь вместе] громким [и сильным] голосом, и обруши­лась [вся] стена [города] до своего основания, и [весь] народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город. 20 И предали заклятию всё, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [всё] истребили мечом. 21 А двум юношам, высматривавшим землю, Иисус сказал: пойдите в дом оной блудницы и выведите оттуда ее и всех, которые у нее, так как вы поклялись ей. 22 И пошли юноши, высматривавшие [город, в дом женщины] и вывели Раав [блудницу] и отца ее и мать ее, и братьев ее, и всех, которые у нее были, и всех родственников ее вывели, и постави­ли их вне стана Израильского. 23 А го­род и все, что в нем, сожгли огнем; только серебро и золото и сосуды медные и железные отдали, [чтобы внести Господу] в сокровищницу до­ма Господня. 24 Раав же блудницу и дом отца ее и всех, которые у нее были, Иисус оставил в живых, и она живет среди Израиля до сего дня, потому что она укрыла послан­ных, которых посылал Иисус для высмотрения Иерихона. 25 В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он по­ложит основание его и на младшем своем поставит врата его. [Так и сделал Азан, родом из Вефиля: он на Авироне, первенце своем, осно­вал его и на меньшем, спасенном, поставил ворота его.] 26 И Господь был с Иисусом, и слава его носилась по всей земле.
"Верою пали стены Иерихонские по семидневном обхождении"

(Евр 11:30)

Темный Иерихон, замкнутый город, отвергающий всякие контакты с внешним миром, противоположность Неопалимой Купине, огню самовозгорающемуся и всеохватывающему. Ты был самодовлеющим ограничением, противопоставлявшим себя самой сути Бога, - Любви без границ.

Крепость, обнаруженная при недавних раскопках, окруженная высокими валами и защищенная двойной стеной, - ты держал свои ворота закрытыми. "Никто не выходил из него, и никто не входил" (И.Нав. 5:16).

Таким ты был. Каков ты теперь? Местность между Иерусалимом и Иорданом — предмет исследования археологов. Ни один из твоих домов не сохранился. Ты кажешься погребенным в ночи прошлого. И в то же время ты таинственным образом пребываешь доныне.

Иерихон есть всегда и повсюду, Иерихон символический. Этот Иерихон - в нас с вами, он в вас и во мне, коль скоро мы оградились от любви. Иерихон восстает везде, где возводятся преграды ревнительными требованиям Любви без границы.

Иерихон может принимать разные обличия; это - Иерихон рядом с нами или же Иоерихон внутри нас. Часто мы встречаемся с ним в другом человеке или в целой группе людей. Мы и хотели бы быть ближе к тому или другому человеку, но двери Запретного города для нас закрыты, и подлинное отношение любви кажется невозможным.

Что же делать? Попытка взять укрепления штурмом лишь усугубит отторжение, сделает его еще более ожесточенным. Посмотрим лучше, как поступили евреи. Они в течение семи дней подряд обходили вокруг города. Они несли с собой ковчег Завета Господня. Они блюли тишину, прерываемую лишь звуком священных труб. И Иерихон был предан Господом в их руки.

То же самое должно происходить со всеми нами, когда мы сталкиваемся с Иерихоном, будь то группа людей, компания или отдельная личность. Следует без устали совершать обход - делясь своим постоянным присутствием, молчаливым и любящим; нести с собой ковчег Господень - все самое драгоценное, что у нас есть, самые высокие, самые чистые, самые щедрые сокровенные чувства. И делать без громких слов и огласки, ненавязчиво, не прибегая к иным силам, кроме смиренной искренней молитвы. И так продолжать до тех пор, пока Господь не скажет нам то, что Он сказал Иисусу Навину: "Вот, Я предаю в руки твои Иерихон" (И.Нав. 6:1).

А если Иерихон не покоряется, не предается в наши руки? Возможно, и до конца жизни нам не придется увидеть успеха этой долгой и терпеливой осады и не "сдадутся" те, чьей любви мы вымаливали.

Будет ли это означать наше полное поражение? Разумеется, нет. Ведь внутри самих себя мы, незаметно для себя, разрушим стену разделения. Наша беззаветная любовь, пусть и внешне незримо, но уничтожит в нас все, что чинило ей препятствия. "Крепка, как смерть, любовь ... Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее" (Песнь 8:6-7). Даже будучи побежденными, мы одержим победу над собой и с доверием предоставим Господу использовать ее плоды для душ, противящихся любви.

Но не следует упускать из виду и другой, наш внутренний Иерихон, наше собственное сопротивление Любви, которое все мы в той или иной мере оказываем.

Стены Иерихона, нашего Иерихона строились не в один день. Возведение таких укреплений требует многих лет. Год за годом, день за днем, все выше и выше сооружали мы твердыню эгоизма. Как и в историческом Иерихоне, эта твердыня - двойная. Сначала - валы, видимые всеми, - в наших словах и плохих поступках. А за ними, еще более смертоносная,- невидимая стена твердолобого эгоцентризма: наши помыслы.

Все наши попытки самоизоляции противны здравому смыслу, они идут вразрез с принципами развития вселенной 1. Они укоренены во грехе. Всякое разделение без любви, какую бы форму оно не принимало, есть грех 2. Разделение составляет суть греха. В Иерихоне можно видеть символ греха, ведь Иерихон и символизирует разделение. Кто же осаждает этот Иерихон, наш собственный Иерихон? Его осаждает Бог, чтобы в итоге победить. Его осаждают люди. Его осаждает Сама Любовь.

Так же как чужие Иерихоны не могут быть повержены военными методами, так и наш внутренний Иерихон не покорился штурму нашими собственными усилиями. Не в наших силах разрушить в один момент собственные стены. Мы тем более не можем разобрать их камень за камнем. Но Господь-Любовь не перестает обходить меня и действовать во мне. "Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою" (Пс 138:5). Он обходит меня, и звуки священных труб слышны в призывах безграничной Любви. Любовь подтачивает наши глубочайшие внутренние укрепления. И вот, наступает момент, когда Бог колеблет основы, и Иерихон рассыпается.

Археологические исследования, проведенные в Иерихоне, свидетельствуют, что его стены были снесены не человеческими усилиями. Там найдены следы землетрясения, "колебания основ" (так же, как понадобилось землетрясение, чтобы отвалить камень, закрывавший вход в Гроб Господень). В Иерихоне были найдены и следы сильного пожара, вызванного, вероятно, землетрясением. Удар высек искру, из искры возгорелось пламя. Точно также и наш внутренний Иерихон, сокрушенный и воспламененный Богом, может стать Неопалимой Купиной.

Наши стены падают. Иисус, - говорит ап. Павел, - разрушил стоявшую "посреди преграду". Он есть "мир наш" и из двух создал одного (см. Еф 2:14). Он же, Христос, объявил глухому и косноязычному: "Еффафа, отверзись" (ср. Мк 7:34). Он произносит те же слова над каждым из нас. Ныне откройся и дай целому миру войти в твое сердце. Пересадка сердца, осуществляемая в современной хирургии, — прекрасный символ обновления человека посредством добровольного и подготовленного принятия сердца другого. Это антипод замкнутого наглухо Иерихона. Это притча о триумфе Любви без границ.

"Славное возвещается о тебе, град Божий! Упомяну знающим меня о Рааве..." (Пс 86:3-4). И я тоже упомяну Раав-блудницу, чья судьба неотделима от истории Иерихона. "Верою, - говорит Послание к Евреям, - Раав блудница, с миром приняв соглядатаев ... не погибла с неверными" (Евр 11:31), приняла вражеских солдат. Двое соглядатаев, посланных Навином для осмотра внутренних укреплений города, проникли внутрь стен, и Раав приютила их, спрятала от тех, кому царь Иерихона поручил их арестовать, и помогла им скрыться. Она договорилась с ними, что червленая веревка обозначит ее дом, и она сдастся армии Навина. ("Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю" (Ис 1:18). Послание Иакова (2:25) сравнивает Раав с Авраамом: "Подобно и Раав блудница, не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпусти их другим путем?"

Вера Раав? Дела Раав? Речь не идет о чистой и ясной вере. Раав дерзнула не остаться в стороне от Божьей благодати, явленной при исходе евреев из Египта. Она обладала лишь неким смутным предчувствием этой благодати, но "бесформенная" ее вера выразилась в делах, ставших свидетельством безграничной Любви. Раав попрала все запреты Иерихона, закрытого города. Она нарушила приказ царя. Она приняла у себя иностранцев, оказала помощь врагам, шпионам.

А ее собственная жизнь? В глазах Бога сочувствие этой бунтарки к двум солдатам, ее открытый и опасный переход на сторону Любви, против неволи, весили больше, чем ее жизнь вне строгих правил.

О, Божественный парадокс, благословенный позор Раав! Он с наибольшей полнотой раскрывается в прямой связи, существующей между Раав и Иисусом. Тот, Кто принял слезы, поцелуи и миро у всем известной грешницы, Тот, Кто без слова упрека отпустил женщину, захваченную в прелюбодеянии, Тот, Кто объявил священниками книжникам, что мытари и "женщины легкого поведения" раньше них войдут в Царство Божие, - Он Сам же и пожелал включить Раав из Иерихона в Свою генеалогию (Мф 1:5). Безграничная любовь захотела связать свое Земное Имя, под которым Она "обитала с нами", с именем блудницы.

1 Эволюция живой природы шла к взаимообщению, а не к изоляции. Примитивные виды животных снабжены мощными защитными орудиями. Но в то же время, как в ходе эволюции тяжелые панцири становились все реже, нервная система совершенствовалась. Открывалась возможность для контактов.

2 Я говорю только о разделениях без любви. Есть разделения, которые, напротив, имеют целью подготовить благоприятную почву для большей любви.

Похожие:

Размышление Архимандрита Льва Жилле 1972 г iconАлексей Зайцев распроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему...
О брошюре архимандрита Рафаила (Карелина) "Какое согласие между Христом и: профессором А. И. Осиповым"
Размышление Архимандрита Льва Жилле 1972 г iconВстреча выпускников 1972 года лечебного и педиатрического факультетов
Встреча выпускников 1972 года лечебного и педиатрического факультетов вгми им. Н. Н. Бурденко состоится 23 июня 2012 года в главном...
Размышление Архимандрита Льва Жилле 1972 г icon443010 Россия, Самарская область, г. Самара, Льва Толстого 18а Информация,...
Место нахождения эмитента: 443010 Россия, Самарская область, г. Самара, Льва Толстого 18а
Размышление Архимандрита Льва Жилле 1972 г icon443010 Россия, Самарская область, город Самара, Льва Толстого 18а...
Место нахождения эмитента: 443010 Россия, Самарская область, город Самара, Льва Толстого 18а
Размышление Архимандрита Льва Жилле 1972 г iconБ. А. Тихомиров (Санкт-Петербург) перевод архимандрита макария (глухарева)...
Перевод архимандрита макария (глухарева) среди русских переводов ветхого завета первой половины XIX ст
Размышление Архимандрита Льва Жилле 1972 г iconСписок литературы. 2006/2007 учебный год архитектура альтшуллер Б....
Альтшуллер Б. Л. Новые исследования о Никольской церкви села Каменское // Архитектурное наследство, # 20. М., 1972
Размышление Архимандрита Льва Жилле 1972 г icon1. Арестов Алексей,1972 г р

Размышление Архимандрита Льва Жилле 1972 г iconСписок выпускников 1972 года

Размышление Архимандрита Льва Жилле 1972 г iconУрок-размышление
Луговая Татьяна Алексеевна, высшая категория, Почетный работник общего образования рф, победитель пнпо
Размышление Архимандрита Льва Жилле 1972 г iconПрограмма телеканала "Звезда"
Тайник у Красных камней. Телесериал (к/ст им. А. Довженко, 1972). 1-4 серии (12+)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница