Основная образовательная программа начального общего образования мбоу сош №2 г. Усмани Липецкой области разработана и утверждена в 2011 г.




НазваниеОсновная образовательная программа начального общего образования мбоу сош №2 г. Усмани Липецкой области разработана и утверждена в 2011 г.
страница1/29
Дата публикации18.11.2013
Размер3.65 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
litcey.ru > Военное дело > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
Паспорт основной образовательной программы

начального общего образования

МБОУ СОШ №2 г.Усмани Липецкой области
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №2 г.Усмани Липецкой области разработана и утверждена в 2011 г.(приказ № 174/1 от 05.04.2011г.), внесены изменения и дополнения в 2012г приказом № 303 от 19.05.2012г., № 472 от 04.09.2012г; в 2013 г приказом №307 от 15.07.2013г., приказом №408 от 30.08.2013.


Раздел программы

Страница

1.Целевой раздел

3

1.1.Пояснительная записка

3

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП

1

1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП

55

2.Содержательный раздел

64

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся в соответствии с ФГОС

64

2.2.Программа отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

102

2.3.Программа духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального образования и воспитания

141

2.4.Программа формирования экологической культуры. Здорового и безопасного образа жизни

160

2.5.Программа коррекционной работы

180

3.Организационный раздел

199

3.1.Учебный план

199

3.2.План внеучебной деятельности в соответствии с ФГОС

209

3.3.Система условий реализации ООП в соответствии с ФГОС

211


1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №2 г.Усмани Липецкой области определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Разработанная МБОУ СОШ №2 г.Усмани Липецкой области основная образовательная программа начального общего образования обеспечит достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

-переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

-ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

-признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

-учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

-обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

-разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

-с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

-с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

-с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

-с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

-с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.        

Основная образовательная программа учитывает также характерные для младшего школьного возраста особенности:

-центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

-развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы были учтены следующие факторы: существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса, условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования сформировано с учётом социокультурных особенностей и потребностей нашего региона.

Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются Уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определены в соответствии с действующим с 1 сентября 2011г. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрированного в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993.

Основная образовательная программа предусматривает:

-достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

-выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему секций и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

-организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

-участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

-использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

-возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке  педагогических работников;

-включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды.

МБОУ СОШ №2 г.Усмани Липецкой области, реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обязуется обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

-с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в данном учреждении;

-с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закреплены в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

-личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

-метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

-предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

ООП НОО МБОУ СОШ №2 г.Усмани Липецкой области разработана группой в составе: директора школы Г.А.Прибытковой, заместителя директора по учебно-воспитательной работе Хорошиловой Н.К., заместителя директора по воспитательной работе Костиной Е.А., старшей вожатой Бузиной О.Р., учителей начальных классов Кобзевой Н.И., Логвиновой Л.В., Дрюниной Л.А., Власовой Л.П., Барабановой О.С., Борисовой Л.Д., руководителя МО учителей начальных классов Таракановой Л.Н.

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №2 г.Усмани Липецкой области разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы.

Нормативно-правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации ООП НОО:

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009—2015 годы и на плановый период до 2020 года.

  • Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения

Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования- 4 учебных года.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется в МБОУ СОШ №2 г.Усмани Липецкой области и через общие подходы к организации внеурочной деятельности.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО педагогический коллектив образовательного учреждения понимает образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить следующие задачи:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ребенка;

учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет МБОУ СОШ №2 г.Усмани Липецкой области .

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в МБОУ СОШ №2 г.Усмани Липецкой области организована следующая модель.
Обучение велось в 2011-2012 учебном году в 1В классе (классный руководитель Дрюнина Л.А.) по УМК «Начальная школа 21 века» Н.Ф. Виноградовой, в 1А,1Б классах (классный руководитель Кобзева Н.И., Логвинова Л.В.) по УМК «Школа России». В 2012-2013 учебном году обучение велось по УМК «Школа России» (классные руководители Барабанова О.С., Борисова Л.Д.), по УМК «Начальная школа 21 века» Н.Ф. Виноградовой. В 2013-2014 учебном году обучение велось по УМК «Планета знаний» (классный руководитель Замолотских С.А.), по УМК «Школа России» (классный руководитель Беляева С.Н.), по системе Д.Б.Эльконина- В.В. Давыдова (классный руководитель Тараканова Л.Н.). В 2014-2015 учебном году по УМК «Школа России» (классный руководитель Головкина Л.П.), по УМК «Планета знаний» (классный руководитель Сиротинкина Т.А.).

Цель обучения по УМК «Начальная школа 21 века» Н.Ф. Виноградовой: организация учебной деятельности младших школьников с целью обеспечения комфортных условий для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков.

Задачи:

-формирование основных компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы "зачем я учусь", "что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу", "каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю", "каковы мои успехи и что у меня не получается").

-организация учебного процесса таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

Целью реализации образовательной программы «Школа России» является

создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования

Задачи реализации образовательной программы «Школа России»:

-достижение личностных результатов учащихся: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, осмысление и принятие основных базовых ценностей;

-достижение метапредметных результатов обучающихся: освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных);

-достижение предметных результатов: освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

Отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Обучающиеся знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.

Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

Поликультурность содержания образования обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

УМК  «Планета Знаний» построена таким  образом, что  все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое  обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями к ее структуре и содержанию ФГОС и способствуют:

-формированию основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил;

-эффективному личностному и познавательному развитию учащегося на основе формирования умения учиться;

-подготовке учащихся к успешному обучению в средней школе;

-сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей путем включения в учебный процесс разнообразных видов деятельности и построения для учащегося индивидуальных траектории развития;

-реализации личностно-ориентированной педагогики, где ребенок субъект учебного процесса и ему создаются условия для выбора деятельности;

-формированию, развитию и сохранению у учащихся интереса к учению;

-ориентации учебного процесса на воспитание нравственности ребенка, патриотических убеждений, освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Реализация требований ФГОС в УМК «Планета знаний» обеспечивается его целостностью: единство структуры учебников по всем классам и предметам; единство сквозных линий типовых заданий; единство подходов.

Организация  учебной деятельности учащихся строится на основе системно- деятельностного подхода, который предполагает:

-ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

-опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

проблемно-диалогическую технологию, технологию мини-исследования, технологию организации проектной деятельности, технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

В содержание  УМК «Планета Знаний» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Планета Знаний» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Так, например, учебники русского языка несут особое отношение к слову, к языку своего народа, его колориту и мудрости. Литературное чтение содержит литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине. В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит интеллектуальное познание и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

С помощью УМК Б.Д.Эльконина-В.В.Давыдова на начальном этапе общего образования поставлены следующие цели:

-сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие;

-развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальности каждого ребенка;

-сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; помочь им приобрести опыт осуществления различных видов деятельности;

-создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;

-помочь школьникам овладеть основами различных видов грамотности (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной,  технологической);

-дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Похожие:

Основная образовательная программа начального общего образования мбоу сош №2 г. Усмани Липецкой области разработана и утверждена в 2011 г. iconПрограмма начального общего образования янега 2012г. Целевой раздел...
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального казённого образовательного учреждения «Янегская основная...
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу сош №2 г. Усмани Липецкой области разработана и утверждена в 2011 г. iconПрограмма начального общего образования принята педагогическим советом...
Основная образовательная программа начального общего образования моу «Абрамовская основная общеобразовательная школа» разработана...
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу сош №2 г. Усмани Липецкой области разработана и утверждена в 2011 г. iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Образовательная программа мбоу сош №2 г. Усмани Липецкой области строится в соответствии с основными направлениями совершенствования...
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу сош №2 г. Усмани Липецкой области разработана и утверждена в 2011 г. iconМбоу сош №2 г. Усмани Липецкой области  
...
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу сош №2 г. Усмани Липецкой области разработана и утверждена в 2011 г. iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Основная образовательная программа начального общего образования на 2011 – 2014 уч г
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу сош №2 г. Усмани Липецкой области разработана и утверждена в 2011 г. iconПлан учебно-воспитательной работы мбоу сош №2 Г. Усмани липецкой...
Цели и задачи работы мбоу сош №2 г. Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза М. П. Константинова
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу сош №2 г. Усмани Липецкой области разработана и утверждена в 2011 г. iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Умк «Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования, опираясь...
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу сош №2 г. Усмани Липецкой области разработана и утверждена в 2011 г. iconОбразовательная программа ноо моу сош с. Каменка на 2011-2015 год...
...
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу сош №2 г. Усмани Липецкой области разработана и утверждена в 2011 г. iconПояснительная записка Программа начального общего образования разработана...
«О внесение изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», разработана основная...
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу сош №2 г. Усмани Липецкой области разработана и утверждена в 2011 г. iconПрограмма опытно-экспериментальной деятельности мбоу сош №2 г. Усмани...
Мбоу сош №2 г. Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза М. П. Константинова
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница