Примерная рабочая программа курса «обучение грамоте»




НазваниеПримерная рабочая программа курса «обучение грамоте»
страница1/9
Дата публикации14.12.2013
Размер1.34 Mb.
ТипПримерная рабочая программа
litcey.ru > Военное дело > Примерная рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

1 КЛАСС

(на основе программы курса «Обучение грамоте»

Н.Г.Агарковой, Ю.А. Агаркова, Н.М. Лавровой)


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с новыми образовательными стандартами на основе концепции «Перспективная начальная школа», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционным принципом прочности усвоения знаний.

Цель курса – обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

^ 2.Общая характеристика курса

Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста.

Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно дальнейшее полноценное их обучение.

В процессе усвоения грамоты у детей формируются первоначальные представления об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст), развивается фонематический слух, культура звукопроизношения. Они овладевают умением, во-первых, воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции: геометрических фигур (квадратов, кружков) и системы специальных транскрипционных знаков, во-вторых, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы (печатные или письменные), в-третьих, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели, то есть читать. Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах и предложениях.

Последовательность изучения звуков и букв в «Азбуке» и соответственно в «Тетради по письму» обусловлена позиционным (слоговым) принципом русской графики и принятыми в ней правилами обозначения твердости/мягкости согласных и передачей на письме звука [й,].

Гласные звуки (а, о, э, ы, и) и соответствующие буквы, обозначающие эти звуки, изучаются в первую очередь, так как они образуют слоги, на основе которых дети знакомятся с технологией чтения.

После гласных изучаются сонорные звуки, что обусловлено тем, что они противопоставлены только по признаку твердости/мягкости и не имеют пар по глухости/звонкости (а [й,] не имеет пары и по твердости/мягкости). На примере именно этой подгруппы согласных букв вводится понятие позиционного принципа графики, который гласит, что узнать значение буквы можно только по ее окружению. Это можно показать с помощью изученных ранее букв гласных звуков, а именно: «а, о, у, э, ы» обозначающих твердость предшествующих согласных, а «и» - мягкость.

Кроме этого, изучение звука [й,] в этой группе позволяет познакомить детей с двумя функциями букв «е, ё, ю, я»: 1) обозначать два звука - [й,] и гласный, 2) обозначать гласный звук и указывать при этом на мягкость предшествующего согласного.

Дети знакомятся с употреблением мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

На следующем этапе при изучении парных звонких и глухих согласных дети имеют возможность закрепить правила обозначения твердости-мягкости согласных и звука [й,] на письме на достаточно обширном словесном материале.

Затем они упражняются в звуковом анализе и чтении слов с разделительными «ь» и «ъ» и лишь потом изучают непарные по глухости/звонкости шумные согласные звуки знакомятся с некоторыми традиционными правилами написания сочетаний шипящих и «ц» с различными гласными.

Помимо специально созданных текстов для чтения в «Азбуку» включены произведения других жанров: стихи, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, дразнилки, приговорки, считалки, то есть то, что отвечает потребностям ребенка и способствует формированию у него познавательного интереса. Развитие фонематического слуха и культуры произношения на уроках грамоты достигается с помощью использования в «Азбуке» следующих приемов: а) наращивания и б) реконструирования слов.

Особой задачей для учащихся является усвоение форм печатных и письменных буквенных знаков. В связи с этим на основе структурно-системного подхода к совокупностям печатных и письменных букв разработаны элементы-шаблоны для их конструирования. Ребенок имеет возможность на уровне практического действия – руками – самостоятельно воссоздать форму изучаемой буквы.

Параллельно с обучением чтению в 1 классе дети должны овладеть и письмом. Природа письма в отличие от чтения характеризуется не только слухоартикуляционным зрительно-двигательным звеньями, но и рукодвигательным элементом, который реализуется в процессе двигательного воспроизведения (письма) букв и их комплексов (слогов и слов) на бумаге и представляет собой специфику письма как учебного предмета в начальной школе. Письмо как сложное речерукодвигательное действие по мере выработки автоматизированности становится графическим навыком.

Обучение первоначальному письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой – как рукодвигательного действия. А именно: у детей формируются дифференцированные представления , во-первых, о звуках-фонемах, во-вторых, о зрительно-двигательных образцах обозначающих их букв и, в-третьих, о соотношении звуковой и графической форм слов.

Период обучения письму, так же как и чтению, состоит из трех этапов: 1) подготовительного; 2) основного (звукобуквенного) и 3) заключительного.

На подготовительном этапе (тетрадь по письму №1) первоклассники знакомятся с девятью структурными единицами, или элементами графической системы письменных букв русского алфавита. Элементы даны в виде линий и полосок, идентичных по форме этим линиям, то есть шаблонов для конструирования письменных букв.

На основном этапе обучения первоначальному письму, который соответствует также основному (звукобуквенному)этапу обучения чтению по «Азбуке» (Тетради по письму №1,2,3), первоклассники овладевают написанием всех письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях.

На заключительном этапе (в процессе обучения русскому языку) проводится работа по исправлению графических и каллиграфических ошибок в письме детей и закреплению элементарного графического навыка.
^ 3.Место курса « Обучение грамоте» в учебном плане

Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение

предмета « Обучение чтению»отводится 4 часа в неделю , а на «Обучение письму» 5 часов в неделю

^ 4.Ценностные ориентиры содержания

– формирование основ гражданской идентичности личности на базе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности:

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.

^ 5. Результаты изучения курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.




личностные

метапредметные

предметные

Знать

-формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

-овладетиь начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;


-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач


- на уровне образных элементарных представлений структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

- знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы — элементы печатных и письменных букв русского алфавита.

- звуки русского языка делятся на гласные — ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные — ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды; согласные

делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные — на ударные и безударные;

- слово представляет собой единство звучания и значения; - звучащее слово делится на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;

- звуки речи в письменной речи могут обозначаться с помощью условных графических символов (кружков, квадратов), но люди издавна договорились обозначать их буквами — тоже условными

значками;

- основные слова называют предметы, их признаки, действия, не основные, то есть слова-помощники (предлоги, союзы) служат для связи основных слов в предложении; графические символы их обозначения;

- элементы-линии и элементы-шаблоны являются структурными единицами графической системы печатных и письменных букв;

- форма каждой печатной буквы состоит из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении;

- формы всех письменных букв состоят из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении.


Уметь

-овладетиь начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих

фишек;

- правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.

- акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;

- при анализе использовать практические приемы определения звонкости-глухости согласных звуков и ударного слога в слове;

- делить слово на слоги, выделять и фиксировать ударный;

- читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;

- читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;

- перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;

- анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов-шаблонов;

- правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;

- писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;

-записывать правильно предложение и собственные имена при списывании и диктанте.


Применять

-принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

--развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;


-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;

- анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;

- применять приемы а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;

- осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;

- применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й’].




6.Содержание учебного предмета
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (22 ч)

^ 1. Чтение (10 ч)

Слушание (аудирование) текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки.

Первичное представление, во-первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение и, во-вторых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие. Составление предложений на тему иллюстраций. Соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста. Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией. Элементы построения текста. Пересказ рассказа на основе его графической модели.

Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту. Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть.

Первичное представление о словах как структурных единицах языка.

Знакомство с элементами-шаблонами печатных букв (анализ поэлементного состава букв).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Примерная рабочая программа курса «обучение грамоте» iconШкола 2100
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса, разработанная на основе Примерной программы начального общего образования по...
Примерная рабочая программа курса «обучение грамоте» iconУчебная программа Обучение грамоте Авторский состав: Учебник «Азбука»...
Цель курса – обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления обучающихся с наиболее общими закономерностями устройства...
Примерная рабочая программа курса «обучение грамоте» iconРабочая программа учебного курса обучение грамоте 1 класс для умк...
Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом моин РФ 06. 10. 2009 г.),...
Примерная рабочая программа курса «обучение грамоте» iconРабочая программа рабочая программа по Праву для 10 класса разработана...
В основу планирования курса взята примерная программа по праву М., «Дрофа», 2007 год. Авторы: Днепров А. Г.,Днепров Э. Д
Примерная рабочая программа курса «обучение грамоте» iconПрограмма Учебники и учебные пособия 1 2 3 4 5 Начальная школа Обучение...
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы М. Просвещение, 2011г. (программа «Школа России»)
Примерная рабочая программа курса «обучение грамоте» iconРабочая программа По русскому языку 3 класс
Фгос, в соответствии с «Примерными программами», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами...
Примерная рабочая программа курса «обучение грамоте» iconПримерная программа учебного курса (учебной дисциплины) Программа курса «Статистическая физика»
Учебный курс «Статистическая физика» является частью профессионального цикла подготовки бакалавра физики. Дисциплина изучается студентами...
Примерная рабочая программа курса «обучение грамоте» iconПримерная рабочая программа курса «литературное чтение»
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Примерная рабочая программа курса «обучение грамоте» iconТематическое планирование по филологии (обучение грамоте и письму,...
Пояснительная записка к рабочим программам по филологии (обучение грамоте и письму, русский язык, литературное чтение)
Примерная рабочая программа курса «обучение грамоте» iconПримерная рабочая программа курса «русский язык»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница