Учебная программа Обучение грамоте Авторский состав: Учебник «Азбука» Горецкий В. Г. и др. Прописи Горецкий В. Г., Федосова Н. А




Скачать 122.93 Kb.
НазваниеУчебная программа Обучение грамоте Авторский состав: Учебник «Азбука» Горецкий В. Г. и др. Прописи Горецкий В. Г., Федосова Н. А
Дата публикации07.01.2014
Размер122.93 Kb.
ТипПрограмма
litcey.ru > Военное дело > Программа
Учебная программа

Обучение грамоте

Авторский состав:

Учебник «Азбука» Горецкий В. Г. и др.

Прописи Горецкий В. Г., Федосова Н. А.

Пояснительная записка.

Цель курса – обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления обучающихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценным языковых знаний и умений.

Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом требований координации устной и письменной речи.

Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно - буквенную природу и реализующиеся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот (в процессе чтения), а так же понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста.

Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у детей формируются общеучебные умения, навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение.

В процессе усвоения грамоты у детей формируется первоначальное представление об основных единицах системы русского языка (звуков, слов, словосочетаний, предложений, текста), развивается фонематический слух, культура звукопроизношения. Они овладевают умением, во-первых, воспроизводить вслух звуковую фонему слова на основе усвоенных моделей разного уровня абстракции: геометрических фигур (квадратов, кружков) и системы специальных транскрипционных знаков; во-вторых, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы (печатные или письменные); в-третьих, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели, то есть читать. Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, в словах и предложениях.

Последовательность изучения звуков и букв в «Азбуке» и, соответственно, в «Тетради по письму» обусловлена позиционным (слоговым) принципом русской графики и принятыми в ней правилами обозначения твердости/мягкости согласных и передачи на письме звука [й`].

Гласные звуки (а, о, у, э, ы, и) и соответствующие буквы, обозначающие эти звуки, изучаются в первую очередь, так как они образуют слоги, на основе которых дети знакомятся с технологией чтения.

После гласных изучаются сонорные звуки, что обусловлено тем, что они противопоставлены только по признаку твердости/мягкости и не имеют пары по глухости/звонкости (например, [й`] не имеет пары по твердости/мягкости). На примере именно этой подгруппы согласных звуков вводится понятие позиционного принципа графики, который гласит, что узнать значение звука только по его положению. Это можно показать с помощью изученных ранее букв гласных звуков, а именно – «а, о, у, э, ы» – обозначающих твердость предшествующих согласных, а «и» - их мягкость.

Кроме того, изучение звука [й`] в этой группе позволяет познакомить детей с двумя функциями букв «е, ё, ю, я»: 1) обозначать два звука - [й`] и гласный; 2) обозначать гласный звук и указывать при этом на мягкость предшествующего согласного.

Дети знакомятся с употреблением мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

На следующем этапе при изучении парных звонких и глухих согласных дети имеют возможность закрепить правила обозначения твердости/мягкости согласных и звука [й`] на письме на достаточно обширном словесном материале.

Затем они упражняются в звуковом анализе и чтении слов с разделительными «ь» и «ъ» и лишь потом изучают непарные по глухости/звонкости шумные согласные звуки, знакомятся с некоторыми традиционными правилами написания сочетаний шипящих и «ц» с различными гласными.

Развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения первоклассников на уроках грамоты достигается путем реконструирования слов, что позволяет обучающемуся наблюдать за тем, как дополнение или изменение места лишь одного звука в слове приводит к полному изменению его значения, например: сок – сук, нос – сон, нитка – нотка, стол – стул.

Особой задачей для обучающихся является усвоение форм печатных и письменных буквенных знаков. В связи с этим на основе структурно-системного подхода к совокупностям печатных и письменных букв на уроках используются элементы конструирования: ребенок, конструируя слова, использует карточки разрезной азбуки, «печатает», лепит буквы из пластилина и других материалов.

Параллельно с обучением чтению в 1ом классе дети должны овладеть и письмом. Природа письма, в отличие от чтения, характеризуется не только слухо - артикуляционным и зрительно-двигательным зрением, но и рукодвигательным компонентом, который реализуется в процессе двигательного воспроизведения (письма) букв и их комплектов (слогов и слов) на бумаге и представляет собой специфику письма как учебного предмета в начальной школе. Письмо как сложное речерукодвигательное действие по мере выработки автоматезированности становится графическим навыком.

Обучение первоначальному письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально речевого, а с другой, как рукодвигательного действия. А именно: у детей формируются дифференцированные представления, во-первых, о звуках – фонемах, во-вторых, о зрительно – двигательных образцах, обозначающих их букв и, в-третьих, о соотноше6нии звуковой и графической форм слова.

Период обучения письму, так же как и чтению, состоит из трех периодов: 1) добукварный (подготовительный), 2) букварный (основной) и 3) послебукварный (заключительный).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развития интереса к самому процессу чтения. Особое внимание этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомством со словом, его значением, с осмысление его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различия в слове его содержания (значении) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируется первоначальное представление о предложении, развивается фонетический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем – моделей, делить слова на слоги, находить ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентироваться на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

^ Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение первоклассниками определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

8. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

4. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; составлять тексты в устной и письменной формах.

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
^ Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил Владение умением проверять написанное.
^ Содержание курса
Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

^ Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

^ Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Текст. Признаки текста. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

Похожие:

Учебная программа Обучение грамоте Авторский состав: Учебник «Азбука» Горецкий В. Г. и др. Прописи Горецкий В. Г., Федосова Н. А iconГорецкий В. Г. и др. Азбука. 1 класс. В 2-х ч
Учебник: Горецкий В. Г. и др. Азбука. 1 класс. В 2-х ч. – М.: «Просвещение», 2011
Учебная программа Обучение грамоте Авторский состав: Учебник «Азбука» Горецкий В. Г. и др. Прописи Горецкий В. Г., Федосова Н. А iconУчебники Русский язык: Обучение грамоте и развитие речи Примерные...
В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская. «Азбука. 1 класс» (с приложением на электронном носителе) в 2 ч. М., «Просвещение»,...
Учебная программа Обучение грамоте Авторский состав: Учебник «Азбука» Горецкий В. Г. и др. Прописи Горецкий В. Г., Федосова Н. А iconПриказ №194 по о д. от 29. 08. 12 Учебно-методическое обеспечение...
Программа к курсу: Обучение грамоте. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф. М.: «Просвещение», 2011г
Учебная программа Обучение грамоте Авторский состав: Учебник «Азбука» Горецкий В. Г. и др. Прописи Горецкий В. Г., Федосова Н. А iconУчебник автор издательство Год издания 1 Азбука 1,2 части В. Г. Горецкий,В....

Учебная программа Обучение грамоте Авторский состав: Учебник «Азбука» Горецкий В. Г. и др. Прописи Горецкий В. Г., Федосова Н. А iconПрограммы по учебным предметам Класс
...
Учебная программа Обучение грамоте Авторский состав: Учебник «Азбука» Горецкий В. Г. и др. Прописи Горецкий В. Г., Федосова Н. А iconПрограмма Учебники и учебные пособия 1 2 3 4 5 Начальная школа Обучение...
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы М. Просвещение, 2011г. (программа «Школа России»)
Учебная программа Обучение грамоте Авторский состав: Учебник «Азбука» Горецкий В. Г. и др. Прописи Горецкий В. Г., Федосова Н. А iconРеализуемые образовательные программы мкоу «сош №3 ст. Зеленчукской»...
Климанова Л. Ф. Литературное чтение. 1 кл./ Учебник. М.: Просвещение,2012 В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшин Учебник Азбука. 1 кл. Просвещение...
Учебная программа Обучение грамоте Авторский состав: Учебник «Азбука» Горецкий В. Г. и др. Прописи Горецкий В. Г., Федосова Н. А iconУчебная программа Технология Авторский состав: Учебник «Технология....
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Учебная программа Обучение грамоте Авторский состав: Учебник «Азбука» Горецкий В. Г. и др. Прописи Горецкий В. Г., Федосова Н. А iconПриказ №60. 6 от 23. 08. 2013 г. «Об утверждении учебно-методического...
Русский язык 1-4 кл. Концепция и программы для начальных классов. «Школа России» Москва, «Просвещение» 2008г., часть Канакина В....
Учебная программа Обучение грамоте Авторский состав: Учебник «Азбука» Горецкий В. Г. и др. Прописи Горецкий В. Г., Федосова Н. А iconУчебная программа Окружающий мир Авторский состав: Учебник «Окружающий...
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
litcey.ru
Главная страница